1. Введение.     Многие россияне практически ежедневно сталкиваются с реализацией товаров методом многоуровнего сетевого маркетинга (прямыми продажами). Достаточно вспомнить примелькавшуюся телевизионную рекламу, предлагающую покупать товары не выходя из дома.     Под прямыми продажами подразумевается реализация товаров широкого потребления, в большинстве случаев осуществляемая на дому у покупателей или у других лиц, на рабочих местах, а также в иных местах, удаленных от постоянных точек розничной торговли. Как правило, продавцы разъясняют назначение продукции и демонстрируют ее потребителям.     Вслед за зарубежными компаниями на российском рынке в начале 90-х годов стали появляться и первые российские компании, реализующие товары методом многоуровнего сетевого маркетинга (Multi Level Marketing).     По оценкам специалистов МЛМ, в России насчитывается 1,5 млн. человек, являющихся дистрибьюторами товаров МЛМ-фирм, оборот которых составляет 25 млрд. долларов США в год.     Проведенные исследования деятельности известных МЛМ-фирм на потребительском рынке позволяют выделить некоторые общие экономико-правовые принципы и особенности их деятельности:     Следует отметить, что нельзя недооценивать возможности МЛМ-фирм в трудоустройстве россиян. В условиях напряженной российской социально-экономической обстановки, сетевой маркетинг играет положительную роль в развитии социальной и предпринимательской активности населения, помогает решать проблемы занятости и повышения уровня доходов населения.     МЛМ - это разновидность предпринимательской деятельности, которой каждый гражданин занимается добровольно, рискуя своими средствами.     Данное определение явствует из самой сути предпринимательской деятельности: инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ (оказания услуг).     Действующие в настоящее время в России МЛМ-фирмы можно условно разделить на традиционные западные и российские. Если с иностранными компаниями все более или менее ясно: известен ассортимент, качество, формы и методы их деятельности, то спектр деятельности российской разновидности таких фирм очень широк и нетрадиционен, поэтому (в отличие от классических мировых МЛМ-фирм) рассматривать общие закономерности их функционирования затруднительно. Однако на сегодняшний день уже сформировался костяк ведущих МЛМ-фирм, которые стараются работать в правовом поле, уплачивать налоги, обучать своих дистрибьюторов.     Неподконтрольными правоохранительным и налоговым органам остаются различные фирмы, торговые агенты которых "наводнили" улицы Москвы, пригородные электропоезда. Как правило, для реализации предлагаются электротовары азиатского производства, предметы повседневного спроса, книги, чай по ценам на 10-30 % ниже магазинных. Как показывает практика, каких-либо документов (накладных, доверенностей, сертификатов и т.п.), подтверждающих принадлежность товара и фирмы, у распространителей нет.     В настоящее время контроль за подобной деятельностью не только затруднен физически, но и фактически невозможен из-за ведомственной разобщенности правоохранительных органов.     Весьма распространенной является также деятельность МЛМ-фирм, использующих в своей деятельности разновидности лотерейного, страхового и туристического бизнеса (реализация "тайм-шеров").     Кроме того, типична схема, когда представителями западных страховых компаний, предлагающих накопительные страховые полисы, становятся российские фирмы, называющие себя посредниками или "рекламно-консалтинговыми" фирмами, которые не регистрируются как страховые компании.     Создается дистрибьюторская сеть, состоящая из маклеров, агитирующих вкладывать деньги за границу. Вознаграждение агентов зависит не только от количества проданных страховых полисов, но и числа завербованных агентов и соответственно ими реализованных полисов. Страховые агенты нигде не регистрируются, валюта вывозится самими агентами-курьерами, то есть ее движение также не контролируется государством. В России права застрахованных таким образом граждан никем не гарантированы и не могут быть при необходимости защищены.     На сегодняшний день законодательная база, регулирующая деятельность МЛМ-фирм на федеральном уровне, отсутствует. Первопроходцем в данной области стало московское правительство, создавшее специальную комиссию по сетевому предпринимательству при Мэрии столицы.     Деятельность МЛМ-фирм затрагивает в основном физических лиц, на которых можно воздействовать средствами рекламы, убеждения, что позволяет нередко допускать различные неправомерные действия - нарушать правила торговли и денежных расчетов с населением, нормативные акты о труде, гражданские права и права потребителей (отказываться от выполнения положений подписанных договоров, не возвращать денежные средства за нереализованный товар, допускать случаи мошенничества).     Возраст сотрудников МЛМ-фирм - 25-65 лет. В основном, это бывшие сотрудники бюджетных организаций, различных НИИ, пенсионеры, офицеры, уволенные из рядов Вооруженных Сил.     Пополнение соискателей на работу в компании осуществляется путем публикаций объявлений в СМИ типа: "Известная фирма набирает сотрудников. Заработок от 600 долларов", "Развивающаяся компания, зарплата высокая, обучение, карьера", "Требуются сотрудники. Зарплата 2700 долларов" и т.п.     Наиболее опасным является перерастание предпринимательской деятельности МЛМ-фирм по реализации товаров и услуг методом многоуровнего маркетинга в организацию так называемых "пирамид".     В конце 1996 года в Москве, а затем в крупных городах России стали появляться международные бизнес-клубы. Они часто меняли названия. "Спейс", "Атландида", "Астран", "Титан", "Возрождение", "Феникс", "Контакт", "Московский инвестиционный центр", "Международный инновационный центр" - это далеко не полный перечень названий, за которыми стояли одни и те же организаторы. Суть такого бизнеса была предельно проста.     Для того чтобы стать членом клуба, необходимо было заплатить 3300 долл. США. Членство в клубе давало право приглашать на собрания новых членов. За каждого нового приглашенного, ставшего членом клуба, пригласившему выплачивались 500 долл. США. Организаторы заверяли новых рекрутов, что таким образом можно зарабатывать по несколько тысяч долларов в месяц. Собрания проводились в конференц-залах крупных гостиничных комплексов. Первое посещение собрания стоило 120 рублей.     Сценарии собраний клуба тщательно прорабатывались и готовились профессиональными психологами (подробный сценарный план стоил от 3 до 15 тыс. долл. США в зависимости от величины "пирамиды"). Суть методики заключалась в создании таких условий, когда члены клуба были вынуждены привлекать новых участников.     За несколько месяцев такие "бизнес-клубы" смогли вовлечь в свою незаконную деятельность около 8 млн. человек и собрать с них примерно 60 млн. долларов США.     В ноябре 1998 года сотрудники МВД во время одного такого заседания изъяли "черновую" бухгалтерию одного из клубов, а вскоре сотрудники налоговой полиции задержали курьера с документацией. В итоге были возбуждены уголовные дела по фактам неуплаты налогов, незаконного предпринимательства и организации преступного сообщества. Однако, к сожалению, организаторов аферы задержать не удалось, они скрылись за границей.     А вот учредителям и создателям НПФ "Генеральный страховой фонд" скрыться от следствия не удалось. Работая по принципу "финансовой пирамиды", когда деньги новых членов идут на погашение долгов перед предыдущими, они смогли привлечь в фонд несколько тысяч вкладчиков. При аресте создателей "пирамиды" сотрудники правоохранительных органов располагали информацией о фирмах, через которые обналичивались деньги. В 1999 году основатели "пирамиды" были приговорены к 7 годам лишения свободы.     Одной из острейших проблем, с которой пришлось столкнуться правоохранительным органам в середине девяностых годов, была проблема пресечения деятельности так называемых "финансовых пирамид" ("Тибет", "МММ", "РДС", "Телемаркет", "ОЛБИ" и др.).     За 1995-1998 годы следственными подразделениями российских правоохранительных органов в суды было направлено более 50 уголовных дел о финансовых мошенничествах (пирамидах). По данным делам осужден 101 человек, официально потерпевшими признано более 136 тыс. человек.     Среди нарушений российского законодательства, допускаемых МЛМ-фирмами, можно выделить следующие:
    В сетевом маркетинге мошенничество и злоупотребления в основном имеют форму нелегальных "мошеннических пирамид", которые в США (на родине сетевого маркетинга и прямых продаж), а также в других развитых странах запрещены законодательно. В то же время законодательство этих стран рассматривает сетевой маркетинг как легальный способ распространения товаров и услуг.     Следует отметить, что от деятельности "пирамид" пострадало огромное число россиян. В то же время некоторые "пирамиды" похожи на МЛМ-фирмы.     Исходя из особенностей осуществления деятельности МЛМ-фирмами можно привести некоторые общие черты, присущие "пирамидам":
иных правонарушений и преступлений.     Деятельность многих МЛМ-фирм наносит серьезный экономический ущерб государству. Практика показывает, что их деятельность сопровождается многочисленными нарушениями налогового законодательства.     В соответствии с анализом, проведенным специалистами налоговой полиции только по реальным результатам финансово-хозяйственной деятельности московской ветви МЛМ-фирм, занимающихся распространением продукции коррекции веса, в бюджет страны ежегодно не попадает около 30-50 % от всего товарооборота компаний.     Проведенный анализ позволяет выделить следующие нарушения и признаки нарушения налогового законодательства, допускаемые МЛМ-фирмами:     Так, иностранная компания "Н", имеющая филиалы и представительства в 75 российских городах, продает свою посуду, парфюмерию, медицинские приборы и др. на, так называемых, выездных "презентациях". При этом торговые агенты "Н" активно привлекали покупателей бесплатным "подарком". На самом деле оплачивается, например, полный комплект посуды, но для контролирующих органов каждая пятая кастрюля действительно списывалась как подарок. Тем самым увеличивалась себестоимость продукции и занижалась база налогооблагаемой прибыли.     Среди иных нарушений законодательства можно отметить следующие: (индивидуальные предприниматели)     В интересах собственной безопасности и во избежание возможной юридической ответственности, МЛМ-фирмы тщательно подходят к юридической стороне оформления своих агентов (рекрутов) на работу. С этой целью заключаются разные виды договоров или контрактов (например, в фирме "Российская дисконтная компания" таких договоров три: потребительский, представительский, корпоративный).     В договорах делается акцент на то, что агент не является штатным сотрудником фирмы. Так, в одном из договоров указывается: "распространитель является независимым подрядчиком во всех отношениях, включая цели налогообложения, и не является служащим, юридическим представителем или агентом компании" или "компания не несет ответственности за любой несущественный или существенный, прямой или косвенный ущерб, нанесенный распространителем".     Следует отметить, что деятельность физического лица, занимающегося систематическим распространением продукции МЛМ-фирм, является, по мнению налоговых органов, предпринимательской, а следовательно, такое физическое лицо должно встать на учет в ГНИ по месту жительства в качестве предпринимателя без образования юридического лица со всеми вытекающими правовыми и иными последствиями.     Высокая активность и значительные количественные показатели деятельности МЛМ-фирм, а также большое количество дистрибьюторов позволяют делать вывод о значительной налогооблагаемой базе по подоходному налогу у предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих свою деятельность в сфере МЛМ. И. Н. Соловьев, к.ю.н. Управление ФСНП России по г. Москве По материалам журнала "Налоговый Вестник России." |
||||||||
|
||||||||